Главная страница :: История :: Фотогалерея :: Гостевая книга :: Форум :: Ссылки :: Архив новостей

 

   << Назад в раздел "История"

Судоходство на реке Теза

 

С  Суда по Тезе от Клязьмы до Шуи начали ходить с 1614 года, что подтверждается документами. Фактически же судоходство началось значительно раньше.

   В 1686 году жители Шуи просили царского указа о запрещении строить на Тезе мельницы, так как не имели другого торгового пути, кроме водного. В этом же году они получили царскую грамоту, в которой говорилось о недозволении застраивать Тезу мельницами и мостами, чтобы не препятствовать судоходству от Клязьмы до Шуи.

   Несмотря на грозный указ, в 1688 году возле Холуя крестьяне князя Куракина самовольно построили мельницу на реке Тезе, но, по ходатайству жителей Шуи, эта мельница была сломана и "струговый ход" по реке Тезе открыт.

   Судоходство по Тезе продолжалось до 1731 года. Затем стали снова строить мельницы сначала под Холуем, позднее у деревни Власьихи, потом в Сергееве и Хотимле. В связи с таким строительством в 1731 году судоходство практически прекратилось на целое столетие.

    Быстрое развитие текстильной промышленности Шуи и Иванова требовало водных путей сообщения для сбыта продукции. В 1834 году началось строительство пяти шлюзов на Тезе. В 1837 году эти работы были завершены, а 10 июля открылось судоходство. Навигация длилась шесть месяцев - с 1 мая по 1 ноября. Навигация 1868 года была самой большой со времени открытия судоходства: в этом году через Холуй прошло 2157 судов (1843 г. - 236, 1863 г. - 851).

  Суда пропускались 7 месяцев в году, с мая по ноябрь. По дошедшим до нас данным, в 1923 г. было проведено 1905 шлюзований, в 1935 г. – 7411 шлюзований, в 1937 г. – 5654 шлюзования. Поначалу суда тянули вручную или лошадьми. Первый пароход на Тезе появился в 1907 году, но суда на «лошадиной тяге» бороздили тезянские воды вплоть до 1915 года. При советской власти в 1925 году на Тезе открылось регулярное пассажирское сообщение. Для этой цели были переоборудованы две «тезянки» «Идея» и «Смычка» (дощатые плоскодонные баржи небольших размеров), которые со скоростью 6 километров в час буксировали колесные пароходики «Шуя» и «Южа». Через 10 лет тезянский флот пополнился пассажирскими катерами «Речник» и «Практик», способными перемещаться с вдвое большей скоростью. В семидесятых годах прошлого века специально под размеры игрушечных тезянских шлюзов были изготовлены два укороченных быстроходных пассажирских катера «Зарница». Для надежного поддержания гарантированных глубин в 1910 году построили компактную землечерпалку «Тезянская 1» производительностью 15 м3/час. Несмотря на наличие плотин, глубины на некоторых перекатах, к примеру на Холуйских мелях между третьим и четвертым шлюзами, в маловодные годы падали до 75 см и лишь работы по дноуглублению позволяли поддерживать их на уровне 85 см. Значительное количество времени землечерпалка проводила на 2-километровом участке реки, соединявшем последний пятый шлюз с рекой Клязьмой. Строительство этого гидроузла на значительном удалении от устья – одна из загадок Тезянской системы. Будь шлюз построен непосредственно возле устья, протяженность нуждающегося в регулярном углублении судового хода значительно сократилась бы. Известно, что до появления паровой землечерпалки дноуглубительные работы в этом месте проводились вручную.
   В лучшие годы Тезянская шлюзовая система имела на балансе 83 восьмидесятитонных баржи, 4 речных буксира, 5 пассажирских теплоходов, 1 путейский теплоход. Ежегодно проводилось до 6,5 тысяч шлюзований. Судоходство было весьма оживленным. К примеру, в 1984 году по Тезе за сезон было перевезено 840 тысяч тонн грузов и 80 тысяч пассажиров! По реке доставлялись зерно, лес, хлопок, металлоизделия, строительные и прочие грузы. И хотя, по мере строительства автомобильных дорог, доставка грузов по реке год от года сокращалась, движение судов не прерывалось благодаря увеличивающимся пассажирским перевозкам. Теза постепенно превращалась из транспортной артерии в популярный туристический маршрут. Охочие до старины граждане стекались сюда группами и поодиночке, желая прокатиться на быстроходной «Зарнице» до всемирно известного Холуя или на неторопливом теплоходике «Москвич» до Клязьмы. Вряд ли многие из них осознавали уникальность выпавшей на их долю возможности прокатиться по единственной в России деревянной шлюзовой системе, сохранившейся до наших дней практически в неизменном виде, без неизбежной механизации-автоматизации и каких-либо «улучшений» с применением бетона и стали.
  Недавняя история реки печальна и неоригинальна. Разруха девяностых годов прошлого века, замершая промышленность, пустой госбюджет, бывшие туристы, озабоченные выживанием своих семей, - все это не способствовало активному судоходству. В 1994 году Тезу закрыли. В буквальном смысле – закрыли и заколотили деревянные створки ворот всех пяти шлюзов. От полного разрушения систему спасло маловодье окрестной ивановской природы. Чтобы держать воду в реке, шлюзы, пусть чуть живые, но пришлось сохранить.

«Программа комплексного использования реки Теза – «Теза 2010». Согласно этому документу, к 2010 году все тезянские шлюзы должны быть приведены в работоспособное состояние, в результате чего на Тезе будет восстановлено, будем надеяться, судоходство.
 

    

© KOV / ЮжаNewS

Перепечатка материалов сайта разрешается только при наличии ссылки на http://yuzhanews.narod.ru/

 

Яндекс цитирования   

 

Hosted by uCoz