Главная страница :: История :: Фотогалерея :: Гостевая книга :: Форум :: Ссылки :: Архив новостей |
Судоходство на реке Теза
С Суда по Тезе от Клязьмы до Шуи начали ходить с 1614 года, что подтверждается документами. Фактически же судоходство началось значительно раньше. В 1686 году жители Шуи просили царского указа о запрещении строить на Тезе мельницы, так как не имели другого торгового пути, кроме водного. В этом же году они получили царскую грамоту, в которой говорилось о недозволении застраивать Тезу мельницами и мостами, чтобы не препятствовать судоходству от Клязьмы до Шуи. Несмотря на грозный указ, в 1688 году возле Холуя крестьяне князя Куракина самовольно построили мельницу на реке Тезе, но, по ходатайству жителей Шуи, эта мельница была сломана и "струговый ход" по реке Тезе открыт. Судоходство по Тезе продолжалось до 1731 года. Затем стали снова строить мельницы сначала под Холуем, позднее у деревни Власьихи, потом в Сергееве и Хотимле. В связи с таким строительством в 1731 году судоходство практически прекратилось на целое столетие. Быстрое развитие текстильной промышленности Шуи и Иванова требовало водных путей сообщения для сбыта продукции. В 1834 году началось строительство пяти шлюзов на Тезе. В 1837 году эти работы были завершены, а 10 июля открылось судоходство. Навигация длилась шесть месяцев - с 1 мая по 1 ноября. Навигация 1868 года была самой большой со времени открытия судоходства: в этом году через Холуй прошло 2157 судов (1843 г. - 236, 1863 г. - 851).
Суда
пропускались 7 месяцев в году, с мая по ноябрь. По дошедшим до нас
данным, в 1923 г. было проведено 1905 шлюзований, в 1935 г. – 7411
шлюзований, в 1937 г. – 5654 шлюзования. Поначалу суда тянули вручную
или лошадьми. Первый пароход на Тезе появился в 1907 году, но суда на
«лошадиной тяге» бороздили тезянские воды вплоть до 1915 года. При
советской власти в 1925 году на Тезе открылось регулярное пассажирское
сообщение. Для этой цели были переоборудованы две «тезянки» «Идея» и
«Смычка» (дощатые плоскодонные баржи небольших размеров), которые со
скоростью 6 километров в час буксировали колесные пароходики «Шуя» и «Южа».
Через 10 лет тезянский флот пополнился пассажирскими катерами «Речник» и
«Практик», способными перемещаться с вдвое большей скоростью. В
семидесятых годах прошлого века специально под размеры игрушечных
тезянских шлюзов были изготовлены два укороченных быстроходных
пассажирских катера «Зарница». Для надежного поддержания гарантированных
глубин в 1910 году построили компактную землечерпалку «Тезянская 1»
производительностью 15 м3/час. Несмотря на наличие плотин, глубины на
некоторых перекатах, к примеру на Холуйских мелях между третьим и
четвертым шлюзами, в маловодные годы падали до 75 см и лишь работы по
дноуглублению позволяли поддерживать их на уровне 85 см. Значительное
количество времени землечерпалка проводила на 2-километровом участке
реки, соединявшем последний пятый шлюз с рекой Клязьмой. Строительство
этого гидроузла на значительном удалении от устья – одна из загадок
Тезянской системы. Будь шлюз построен непосредственно возле устья,
протяженность нуждающегося в регулярном углублении судового хода
значительно сократилась бы. Известно, что до появления паровой
землечерпалки дноуглубительные работы в этом месте проводились вручную.
|
|
© KOV / ЮжаNewS Перепечатка материалов сайта разрешается только при наличии ссылки на http://yuzhanews.narod.ru/ |
|