Святоозерская Иверская пустынь
(женский монастырь),
посёлок Мугреевский
Расположен
на берегу Святого озера, среди болот, на холме, носящем название Грива.
Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца
Филарета, поселившегося в начле XIV в. в пещере, вырытой в холме. На
месте колодца, выкопанного старцем, со временем образовалось обширное
озеро, получившее в народе название Святое. Еще в XIX в. местность эта,
окруженная густыми лесами и болотами, продолжала носить название
Филаретовской.
В конце XIV в. отшельническая обитель привлекла внимание
митрополита Киприана, окончательно утвердившегося на московской кафедре
в 1390 г. Киприан поставил здесь первую деревянную церковь Преображения.
Как митрополичье владение пустынь существовала и в 1-й половине XV в.,
при преемнике Киприана митрополите Всероссийском Фотии. Пребывание здесь
в 1411 г. спасло Фотия от пленения отрядом татарского царевича Талыча. В
память об этом чудесном спасении митрополит построил здесь новую
деревянную церковь Рождества Богородицы. Вероятно, при Фотии пустынь
превратилась в мужской монастырь под наименованием Свято - Езерского
Спасского Сенегского (в полное название монастыря входит второе местное
название озера - Сенга - озеро). Очевидно, в начле XVII в. - в период
Смуты - пустынь, как и многие другие поселения этой местности, была
разорена: по описи 1680 г., в пустыни не было старых церквей, но вместо
них упоминаются новые деревянные храмы: теплый Иверский и холодный
Афанасия Афонского. Вблизи церквей на отдельно стоящих столбах висели
четыре колокола. Известно, что находящаяся в это время в ведении Суздальской
и Юрьевецкой епархии пустынь содержалась на средства князей Пожарских,
владевших с 1608 г. расположенным поблизости селом Нижний Ландех.
Традиция эта была продолжена и новыми хозяевами села князьями
Черкасскими, получившими Нижне-Ландехскую вотчину в 1682 г. Пожар 1719
г. привел к перестройке церкви Афанасия Афонского с созданием при ней
теплой трапезной, что вряд ли было возможно без помощи тех же
Черкасских.
В течение всей 1-й половины XVIII в. наблюдается угасание пустыни.
В 1752 г. здесь было всего пять монахов, 15 декабря 1753 г. обе
деревянные церкви и отдельно стоящая колокольня сгорели. После пожара
уцелела лишь часть братских келий, в одной из которых некоторое время
проводили богослужение. В 1757 г. здесь была поставлена новая деревянная
теплая Иверская церковь, после чего началось строительство первого
кирпичного храма Афанасия Афонского, затянувшееся из-за недостатка
средств на 24 года.
В
1764 г. в связи с общегосударственной политикой секуляризации церковных
владений, Святоезерская пустынь была упразднена. Помимо двух церквей,
деревянной Иверской и строящейся каменной Афанасия Афонского, к этому
времени в обители, окруженной деревянным забором, существовали:
деревянная "на столбах" (очевидно, каркасная), крытая тесом колокольня с
семью колоколами, шесть деревянных келий, два житных амбара, скотный
двор. С упразднением пустыни ее храмы были переданы приходу, а к концу
18 в. рядом с ними остались лишь два дома - священника и пономаря. К
1831 г. из двух обветшавших храмов было решено оставить один - Афанасия
Афонского, пристроив к нему вместо разобранной деревянной церкви южный
Иверский придел, освященный в 1834 г. Несмотря на отдаленность и
бедность, бывшая пустынь продолжала пользоваться особым почитанием
окрестных жителей и новых владельцев Нижнего Ландеха князей Щербатовых.
Это способствовало стихийному восстановлению пустынножительства здесь
уже в 1-й пол. 19 в.
Территория пустыни прямоугольная, в центре Казанский собор с
уникальной акустикой, ниже церковь Афанасия Афонского и церковь
Преображенская. В 1993 году восстановлена община, а в апреле 1998 года
состоялось открытие Святозерской пустыни, как женского монастыря.
А так храмы выглядят после реставрации (2007 год)
|